«Adiemus. Сотворение мира»: разрушительная сила возрождения
В прошлом театральном сезоне на сцене Новоуральского театра музыки, драмы и комедии состоялась громкая премьера спектакля «Adiemus. Сотворение мира». Главными героями этой музыкальной фантазии являются артисты хора, балета и оркестра Театра. Спектакль поставлен на музыку знаменитого английского современного композитора Карла Дженкинса, автора музыки к фильму «Аватар». Тексты песен «Адиемуса» созданы на несуществующем языке, слова в них исполняют роль инструментальных голосов. В театрализованном действе собраны звуки всей Земли: что-то африканское, арабское, индийское, китайское, кельтское, австралийское… Постановкой столь необычного проекта в ТМДК были заняты приглашенные специалисты российского уровня, с которыми мы побеседовали о спектакле.
Об особенностях спектакля нам рассказал дирижер-постановщик Дмитрий Волосников.
— Дмитрий, название «Adiemus. Сотворение мира» прямо интригует. Расскажите, о чем этот спектакль?
— Спектакль о борьбе и противоположностях земных стихий: земли, огня, воды, воздуха. О том, как эти явления взаимодействуют: сталкиваются, разрушаются, перерождаются. Затрагивается тема того, что в малейшем противоборстве человека с природой существует черта, за которую нельзя переступать, потому что за ней последует неизбежная катастрофа, апокалипсис. Но именно на этой тонкой грани и балансирует наш мир, это показывает всю его сложность и хрупкость.
— Как пришла идея создания этого спектакля?
— В феврале 2018 года в рамках проекта «Большие гастроли», организованного Министерством культуры России, оркестр московского театра «Новая Опера», где я работаю, выступал в Екатеринбурге. В один из вечеров совместно с джаз — хором Свердловской Детской филармонии мы исполнили в полуконцертной версии «Адиемус». На этом концерте присутствовала моя однокурсница по Уральской государственной консерватории, ныне Главный хормейстер Театра музыки, драмы и комедии Евгения Решетникова. Она вдохновилась увиденным и предложила поставить «Адиемус» как полноценный спектакль на новоуральской сцене. Именно Евгения стала «двигателем» в реализации этого проекта.
— Музыка Карла Дженскинса – весьма специфический материал, особая музыкальная философия. Почему была выбрана именно она?
— А вам она нравится?
— Мне – безумно.
— И зрителям нравится. Эта музыка одновременно является классической, популярной и этнической. Она рождает удивительную гармонию звуков и тембров музыкальных инструментов и человеческого голоса.
— Опишите зрителя, для которого создан «Адиемус».
— Это спектакль для представителей всех возрастов, особенно он интересен тем зрителям, которые смотрели знаменитый фильм «Аватар». В этом спектакле каждый непременно находит что-то свое.
Подробностями хореографического наполнения спектакля с нами любезно поделился режиссер, балетмейстер-постановщик Иван Фадеев.
— Иван, расскажите, какая роль отводится балету в спектакле «Адиемус. Сотворение мира»?
— Роль балета в «Адиемусе» эпизодична, но очень весома. Она заключается в олицетворении неких скрытых страстей. Они возникают под финал нашего действа. По сути, они искушают героев артистов хора, создают антагонизм их действию.
— «Адиемус» — спектакль, о сотворении мира внутри человека, об очень тонких категориях и материях. Как это отражено в хореографии?
— Хореография решена близко к неоклассике. В ней присутствует достаточно быстрая скорость передвижения и определенная приторность в исполнении. Передо мной стояла задача посредством сочетания танца и ритма создать образ неких ультрасовременных людей, несущих в себе отрицательную и разрушительную информацию.
— Поделитесь впечатлениями о работе с артистами Новоуральского театра.
— Артисты просто замечательные. Самое главное, что они открыты к сотворчеству и отлично ориентированы в техническом плане.
— Какие, на ваш взгляд, сегодня существуют тренды в музыкальном театре?
— Я бы сказал, что театры в последнее время опирались не на тренды, а на подражание Западу. Но когда Запад деградировал, в наши театры пришло очень много негатива, и в них появилось большое количество людей, которые к театру не имеют никакого отношения. Традиции и прошлое многих театров просто в одночасье исчезло. Пришли непонятные руководители, постановщики и пытаются создавать новое, не имея при этом опыта и творческого прошлого. Какой тренд они привнесут, как вы сами думаете?..
— А в современной хореографии?
— То же самое. Мне кажется, в танце сегодня либо избыток техники, либо полный нигилизм. Тенденция танцевать от сердца, от души, создавать образ — все свелось к нулю. Но, конечно, не все так плохо, и будущее у наших театров и танцоров, безусловно, есть.
— Благодарю за интересную беседу.
Что же победит в этой истории? Духовность и чистота или страсти и соблазн, добро или зло? А ответ на этот вопрос обязательно найдется на сцене Концертного зала им.М.В. Лаврова 27 апреля в 17:00.
Авторы проекта:
Дмитрий Волосников, дирижер-постановщик
Окончил Уральскую государственную консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование» (1993) и аспирантуру по классу симфонического дирижирования у Е. Колобова. Работал дирижером в Екатеринбургском театре оперы и балета, а также в Екатеринбургском центре современной музыки и театра. С 1998 года Дмитрий Волосников является дирижером московского театра «Новая опера».
С 1999 по 2010 год Дмитрий Волосников являлся художественным руководителем Фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение» им. Евгения Колобова (г. Ярославль).
С 2013 года — главный приглашенный дирижер Красноярского государственного театра оперы и балета.
Дмитрий Волосниов — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Специальная премия жюри музыкального театра» (спектакль «DIDO», 2015).
Иван Фадеев, режиссер, балетмейстер-постановщик
Окончил балетмейстерский факультет РАТИ в 1998 году (класс профессора Л. М. Таланкина). С начала 1990-х годов сотрудничает со многими крупнейшими театрами Москвы и регионов. С 1994 по 2001 г. являлся солистом группы современного танца Русского камерного балета «Москва». Исполнил ведущие партии в балетах «Странники», «Откуда и куда?» и др. Будучи студентом I курса, приглашен в Малый драматический театр, где в сотрудничестве с режиссером В.Е. Федоровым поставил свой первый спектакль «Капитанская дочка» по А. С. Пушкину. С 2001 года Иван работал в московском театре «Новая Опера». Сейчас Иван Фадеев является Главным балетмейстером шоу-балета Творческого объединения «Премьера» города Краснодара.
Интервью предоставлено пресс-службой Театра музыки, драмы и комедии Евгения Решетникова.
Поделись с друзьями: