Фестиваль, состоявшийся 28-30 мая 2021 года, стал событием экстраординарным и во многом уникальным для развития академического исполнительства на народных инструментах. Во-первых, никогда ранее не собиралось вместе столь много первоклассных русских народных ансамблей и особенно оркестров, их лучших дирижеров, представивших эти коллективы, которые к тому же смогли объединиться в единый сводный оркестровый коллектив составом более 120 человек и исполнить сложнейшую концертную программу на заключительном вечере.
Во-вторых, никогда его концертные выступления не сопровождались столь обстоятельной двухдневной научной конференцией, направленных на решение актуальных проблем успешного развития этого искусства в XXI веке, на более активное научное осмысление процессов, происходящих в наши дни в академическом народно-инструментальном искусстве.
Прежде всего, прошедший форум и концертные выступления, убедительно доказали, что сегодня наши лучшие коллективы народных инструментов по уровню мастерства нисколько не уступают самым престижным симфоническим и камерным оркестрам. Когда я слушал, к примеру, выступление Уральского оркестра русских народных инструментов под управлением Леонида Павловича Шкарупы или оркестр Белгородский академический русский оркестр (Белгородской государственной филармонии), возглавляемый Евгением Алексеевичем Алешниковым, я буквально ощущал разнообразие красок, широту динамической палитры большого симфонического оркестра. И вместе с тем это было звучание совершенно своеобразное: самобытность звучания домр, балалаек, гуслей, баянов, в сочетании с самыми разнообразными ударными инструментами производит поистине неизгладимое ощущение особенно глубинной связи с национальными истоками, с самим духом русского национального начала музыки.
Это можно было ощутить в произведениях самых различных стилей и направлений: от «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова в исполнении Новосибирского оркестра под управлением Владимира Поликарповича Гусева до «Белгородской симфонии» молодого композитора Григория Сергеевича Зайцева в исполнении Белгородского академического русского оркестра под управлением Е.А. Алешникова, можно было ощутить совершенно неповторимый национальный колорит в совершенно своеобычном звучании произведений башкирских композиторов в исполнении Оркестра из Башкортостана под управлением Линара Давлетбаева.
Особенно впечатлило меня то, что представленные на форуме коллективы – Уральский государственный русский оркестр, возглавляемый Л..П. Шкарупой, Ульяновский губернаторский оркестр под руководством А.В. Белова, Новосибирский оркестр под управлением В.П. Гусева, Белгородский академический русский оркестр главный дирижер Е.А. Алешников, смогли объединиться в огромный сводный коллектив и выступить буквально с одной репетиции, представив сложнейшую и разнообразнейшую концертную программу, в которой было столь виртуозное произведение, например, как Увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Не менее яркими и вдохновляющими слушателей были также выступления ансамблей русских народных инструментов, таких как квартет «Урал» под управлением Михаила Ивановича Уляшкина, представший как единый тембровый организм, поразвивший слушателей необычайно тонким и проникновенным слышанием музыки, необычайным чувством тембрового баланса, в котором струнные щипковые инструменты удивительно сочетались со звучанием баяна, виртуозным мастерством. Услышали мы и интереснейшие мастер-классы, проведенные нашими ведущими мастерами – педагогами и исполнителями – профессором Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского баянистом Виктором Романько, балалаечником Юрием Фукаловым из Белгорода, контрабасистом Брониславом Семичевым из Ульяновска.
Но не менее впечатляющей была также и научная конференция, в которой приняло участие 27 докладчиков из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Липецка, Калуги, Челябинска, Асбеста, Петрозаводска, Новосибирска, Белгорода, Уфы, Ульяновска.
В докладах и сообщениях констатировалось множество проблем, стоящих перед дальнейшим развитием народно-оркестрового искусства, и прежде всего, проблемы совершенствования подготовки дирижеров в музыкальных учебных заведениях. Если в советские годы дирижеров оркестров народных инструментов готовили в течение пяти лет обучения, то теперь это время подготовки значительно сокращено, мало внимания уделяется дирижерской практике будущих руководителей профессиональных оркестров народных инструментов.
На конференции был предложен ряд мер, направленных на исправление этого положения, в частности, необходимость выделения бюджетных мест для высших и средних музыкальных учебных заведений на обучение оркестровому дирижированию, возобновление дирижерской подготовки для подготовки на отделении народных инструментов средних музыкальных учебных заведений России. На конференции подчеркивали важность заключения договоров с концертными учреждениями для организации практики молодых дирижеров на базе профессиональных коллективов, необходимость организации целевого набора разработки программы стипендиальной поддержки участников детских оркестров народных инструментов, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в ДМШ. Это также необходимость улучшения качества самого музыкального инструментария в оркестрах, необходимость обучения мастеров по изготовлению и ремонту струнных щипковых инструментов при взаимодействии с индустриальными техникумами.
Вместе с тем было предложено ряд мер по улучшению творческих контактов между дирижерами народных оркестров для творческого обмена опытом, исполнительским репертуаром, исполнительскими традициями между коллективами. При союзе концертных организаций России было рекомендовано создать секцию национальных оркестров для координации деятельности в области народно-оркестрового исполнительства.
Большое значение на конференции уделялось также вопросам совершенствования просветительской работы, связанной с наполняемостью концертных залов, в частности, обязать занимающихся на факультетах народных инструментов вузов будущих дирижеров, обеспечить всемерную активизацию посещаемости концертов народно-оркестровой музыки учениками и музыкальных школ и студий, максимально способствовать созданию в каждой музыкальной школе детского оркестра народных инструментов.
Думается, успешная реализация принятых решений поможет значи-тельно улучшить подготовку дирижеров оркестров народных инструментов.
Имханицкий М.И., заслуженный деятель искусств РФ
профессор Российской академии
музыки имени Гнесиных,
доктор искусствоведения
Поделись с друзьями: