Первый балетмейстер Уральского хора Ольга Николаевна Князева проработала в коллективе 25 лет. За это время она поставила более 50 танцев и воспитала более 80 танцоров. Среди ее учениц заслуженная артистка РФ — Мария Евдокимовна Мальцева. Выдающаяся солистка Уральского хора не так давно отметила свой 90-летний юбилей и постоянно бывает на концертах любимого и родного коллектива. Обладая прекрасной памятью, она, даже выйдя на пенсию, помогала восстанавливать танцы Ольги Николаевны Князевой. Недавно мы получили очень теплое письмо, которое написала Мария Евдокимовна в честь 110-летия балетмейстера. Публикуем его полностью, сохранив орфографию и пунктуацию автора.
Князева Ольга Николаевна (14 июня 1907 – 27 августа 1976)
Память вновь и вновь возвращает меня в те далекие дни, когда вся моя творческая жизнь была связана с именем первого балетмейстера Уральского народного хора Ольги Николаевны Князевой. Ведущая характерная танцовщица, она оставила сцену нашего Оперного театра и посвятила свою дальнейшую деятельность народному творчеству, она как бы «переехала» из города в деревню, где свой уклад жизни и свои порядки. Глядя на нас, с какими усилиями и упорством мы осваивали азы движений у станка, она сердилась порой, поругивала нас, но к тому времени многие начинающие танцоры, среди них и я была, не имели никакого представления о таких занятиях, как и не представляли свою дальнейшую жизнь в искусстве, всё для нас тогда казалось несерьёзным и временным. Думали, попляшем немного, поживём в большом городе, а там и видно будет. Так для многих и обернулось. За годы творчества Ольги Николаевны в Уральском народном хоре, с 1944 по 1963 годы, через ее плясовую группу прошло 80 человек и только 12 из них (5 девушек и 7 парней) выдержали все тяготы и испытания нашей нелёгкой жизни, остались верны плясовой группе хора и своему руководителю. Трудными были ее первые шаги в народном творчестве, но рядом всегда был наставник, большой знаток уральского фольклора Лев Львович Христиансен, она училась у него, она училась и у нас. Трудно было ей и физически, репетитора у нас не было никогда, она вела долгий станок, вводила в танцы новичков, занималась с хором и робко приступила к постановкам, учила нас уму-разуму и на каждой репетиции открывала нам окно в прекрасный и жестокий мир искусства. Какие танцы исполнялись в то время – разные, конечно, были удачные и не очень, но были настоящие шедевры, которые проживали долгую и счастливую сценическую жизнь, наши танцы отличались уральской манерой исполнения, богатым рисунком, были они жизнерадостны и правдивы по образу, Ольга Николаевна не выносила ни малейшей фальши в танце. Таких зажигательных и стремительных кадрилей не было ни в одном народном хоре, а уж исполнять их – мы были большие мастера, не жалели себя в танцах. Как Ольга Николаевна создавала свои произведения – это дар Божий и великая тайна Мастера, эту тайну невозможно постичь и объяснить на словах, помогала ей в поисках образа для своих танцев – ее удивительная наблюдательность в жизни, мимо ее внимания ничто не могла пройти просто так – незамеченным, ценила общение с простыми людьми, и, как художник, подмечала штрихи и изюминки к своим будущим танцам, она была тонкий психолог и знаток человеческих душ. Спокойно и терпеливо объясняла нам смысл каждого движения в танце, жеста, взгляда и всё это глубоко западало в наше сознание. Помимо умения выстраивать в танце богатый рисунок, сюжетность, подбор музыки, уделяла большое внимание личностям исполнителей и общению в танце. Прекрасную музыку ко всем ее танцам писал наш талантливейший музыкант – баянист Кукарин В.Д.. Вспомнить хотя бы его изумительную музыку к танцу «Лирический дуэт» в постановке Князевой О.Н., в финале танца, когда мы уже уходили за кулисы, мы уносили с собой сценический и обманчивый образ счастливой жизни.
Для меня наступило то счастливое время, когда Ольга Николаевна назначила меня на новый танец, я ожидала встречи с большим мастером, того удивительного постановочного процесса, где трудный, но интересный творческий поиск, и как солистка, всегда волновалась: сумею ли я, по своим данным, воплотить в танце весь замысел балетмейстера, ведь с каждым новым танцем приходит зрелость, мудрость и духовное богатство. Все танцы прошли через наши сердца и многие из них оставили о себе добрую память, любовь, восхищение и незаживающие до сих пор душевные ранки. С именем Ольги Николаевны связаны расцвет и популярность уральского народного творчества и Уральского хора в целом! До сих пор не могу понять, почему Ольга Николаевна, поставившая в хоре более 60 номеров, выпустила при жизни небольшую книжицу «Танцы Урала», в которую вошли 7 ее прекрасных плясок, остальные же остались забытыми навсегда, и я думаю все дело в ее удивительной скромности, она не любила ажиотажа вокруг своего имени, дешевой показухи, не шла никогда «напролом» и не «брала за горло», много и плодотворно работала, мало отдыхала, тихо создавала свои шедевры, страдала, как всякий человек, переживая утрату родных и близких, без особого шума ушла из хора, тихо и незаметно – из жизни.
Итак, на заслуженный отдых Ольга Николаевна ушла в марте 1963 года, вскоре после прихода нового худрука, кресло балетмейстера занял с легкой руки директора филармонии Виницкого, ее ученик Измоденов В.Е., а 20 декабря того же года Уральский народный хор отмечал свое 20-летие большим концертом на сцене Оперного театра, где Ольга Николаевна танцевала много лет, но на этом концерте она не появилась. Приглашал ли ее новый худрук – не знаю, а вот новый балетмейстер – нет. Я долго убеждала его, уговаривала связаться с Ольгой Николаевной, и если она пожелает прийти на этот концерт, встретить ее нужно с большим почетом, уважением и вниманием, но он упрямо молчал, видимо, был недоволен, что она не узрела в нем своего преемника. В то самое время у нее гостил сын, известный кинорежиссер, Владимир Краснопольский, и я не могу себе представить, какое же было у него настроение, когда после глубоких переживаний и волнений, его мать оказалась в больнице. Такого отношения к Ольге Николаевне, как бездушие, черствость, унижения и полного отсутствия элементарной культуры, я не могу простить и забыть нашим бывшим руководителям, давно ушедшим и ныне здравствующим! Стыдно и больно вспоминать даже по истечению стольких лет!
После Ольги Николаевны в хоре сменилось 8 балетмейстеров, были они разные, пытались закрепиться в хоре всерьез и надолго, что-то получалось, что-то нет, долго не задерживались. Самым талантливым из них был и остается по сей день – Миронов В.А.. Человек с высшим специальным образованием, богатой и широкой фантазией, хорошо знает и чувствует музыку, быстро преобразовал плясовую группу хора в балет, смена состава, пришла хорошо подготовленная молодежь с высокой техникой исполнения, Виктор Афанасьевич поставил интересные и сложные по исполнению сюжетные танцы, замысловатые движения, прекрасная музыка, ей Виктор Афанасьевич придавал особое значение. Коллектив зажил как бы новой жизнью, у артистов появилась уверенность, что это всерьез и надолго, может поставить любой танец и поднять любую тему, он просто одаренный и талантливый человек, и чего ему не хватало в его творчестве – это эстетического восприятия танца зрителем! Я поделюсь только тем, что было у нас при О.Н.Князевой, прежде всего – общение в танце и побольше красивых девушек, особенно на авансцене и, если красота спасет мир, то они украсят любой танец и такую изюминку в нас подметили и в Москве, а Игорь Моисеев говорил своим: «Посмотрите, как весело танцуют девушки из Уральского хора!» К сожалению, Виктор Афанасьевич – на заслуженном отдыхе и как сложится в дальнейшем судьба балета хора – покажет время. Да простят меня бывшие балетмейстеры хора, я думаю, что за 74 года жизни коллектива, там было два поистине талантливых балетмейстера: О.Н.Князева и В.А.Миронов!
Я очень люблю свой хор за «Черемуху», песни Родыгина Е.П., за трудное военное начало вхождения хора в новую жизнь.
Блок:
В моей душе лежит сокровище
И ключ поручен только мне….
2017 г. 30/III
Мальцева Мария Евдокимовна
Поделись с друзьями: