В настоящий момент общество нашей страны как никогда прежде пребывает в состоянии поиска культурной самоидентификации. И, невзирая на то, что безусловных культурных ценностей, которые способны выступать как объединяющие факторы в национальном наследии народов, населяющих Россию, великое множество, тем не менее, в условиях современной медиа-среды с её перманентным смысловым «шумом» такого рода ценности как культура русского национального оркестра требуют особого акцентирования, как со стороны профессионалов, облечённых доверием публики и коллег, так и со стороны государственных инстанций. Мероприятие, которое будет достаточно подробно рассмотрено в данной статье, следует не только отнести к тем значимым смысловым акцентам, столь важным в наше поворотное (в историческом смысле) время, но также и к тому, что можно бы было назвать формирующимся обычаем проведения столь обширных и многообразных акций по продвижению, сохранению и переосмыслению традиций профессионального музицирования на национальных оркестровых инструментах.
За последние годы Екатеринбург стал одним из ведущих центров развития русской народно-оркестровой культуры. Достаточно упомянуть, что только на протяжении 2020-х годов уже состоялось два Уральских форума национальных оркестров России. В их рамках постоянно проходят не только концертные выступления ведущих оркестров страны, но и камерные выступления, научно-практические конференции и разнообразные мастер-классы известных исполнителей и педагогов в этой области искусства.
Нынешний Всероссийский форум национальных оркестров, состоявшийся в Екатеринбурге с 28 по 29 ноября 2023 года на базе Уральского центра народного искусства имени Е.П. Родыгина, был реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Этот форум получил широкий общественный резонанс и заслуженный отклик в среде музыкантов.
В программе форума с сольными концертными программами выступил ряд ведущих коллективов. Открывало концертную часть форума выступление Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной под руководством заслуженного артиста РФ, профессора Дмитрия Сергеевича Дмитриенко. Этот коллектив поразил не только необычайной стройностью звучания, тонкостью нюансировки, своим неповторимым тембром и деталировкой агогики, но и широким созвездием музыкантов-виртуозов, таких как балалаечник В. Афанасьев, баянист О. Нурланов, домристы А. Захарова и Л. Нуриева, гусляр А. Абраменко, которые представили собственные фантазии и обработки на темы народных и популярных песен. В концерте также прозвучала уральская премьера сочинения «Carpe Diem» композитора Олеси Евстратовой (Москва). Представляется, что именно такие сочинения, написанные известными современными композиторами-профессионалами, способны существенно продвигать и модифицировать как фактурные, так и образно-художественные возможности национальных оркестров (в силу специфики последних, склонных к определённому консерватизму, преодолеваемому глубокой и тонкой композиторской работой).
Премьерной программой первого дня форума стала концертная программа «Расскажи мне, КолоколЪ» Уральского государственного русского оркестра (главный дирижер и художественный руководитель Павел Васильев) с участием поэта, автора-исполнителя песен, музыканта, владеющего игрой на древнерусских инструментах, Евгения Владимировича Бунтова. В этой программе была талантливо выявлена историческая ретроспектива развития народного инструментального искусства региона (начиная с глубокой древности), представленная в виде эмоционально захватывающего многокрасочного действа. Звучала как музыка народного барда Бунтова, так и инструментовки произведений русской классики. Концерт был выстроен как единое действо или даже историческая мистерия, в которой песнопения барда, перетекали в оркестровые номера, объединяемые видеорядом и свето-визуальным оформлением сцены. Стоит отметить мастерскую работу режиссера-постановщика этого проекта Анастасии Ведерниковой. Программа продемонстрировала свою актуальность (борьба русского народа за своё самоопределение) и была очень хорошо принята аудиторией. Остаётся надеяться на дальнейшую долгую жизнь этого проекта и на то, что он станет определённой ступенью в освоении национальными оркестрами новых форм построения концертных программ и новых жанровых поисков в преломлении народных традиций России.
Запомнилось и выступление Государственного оркестра Республики Алтай (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Кончев), необычайно ярко выявившее самобытную специфику этого региона, особенности инструментального искусства (горловое пение, игра на комусе) и орнаментику национального костюма. Оркестр продемонстрировал многообразие национальных традиций, существующих и активно развивающихся на территории Российской Федерации. Звучание и репертуар данного коллектива принципиально отличаются от других национальных оркестров, что придаёт ему свой неповторимый колорит.
Интересные программы представили квартет балалаек «ЕКБ» под управлением Юрия Гаврилова (Екатеринбург), ансамбль «Зауральское трио баянистов» (Курган), оркестр «Тагильские гармоники» под руководством Сергея Цветкова (Нижний Тагил). Последний из вышеназванных коллективов представил публики уникальную программу, в которой познакомил аудиторию с многообразием народных язычковых инструментов от древнего китайского Шэна до бандонеона.
В завершении форума состоялся Гала-концерт с участием сводного оркестра, четырех дирижеров и приглашенных солистов (режиссер и ведущий Александр Борисов). Звучали классические произведения Андреева, Будашкина, Городовской, а также переложения и сочинения Владимира Кончева.
Содержательными были мастер-классы и открытые уроки ведущих исполнителей народно-инструментального искусства – народного артиста РФ, профессора Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Виктора Романько; доцента того же ВУЗа, блестящего специалиста не только в области баяна и национальных духовых инструментов Евгения Пирогова; профессора этой консерватории Юрия Гаврилова; солиста ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной, одного из лучших в стране исполнителей на щипковых и клавишных гуслях – Алексея Абраменко.
На открытой научно-практической конференции «Современное народно-оркестровое исполнительство: профессиональный взгляд изнутри», 28 ноября 2023 был представлен ряд содержательных докладов и сообщений, важных для дальнейшего успешного развития этого жанра. Так, в докладе профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, доктора искусствоведения Михаила Иосифовича Имханицкого (Москва) была подчеркнута особая важность активизации исполнительства на русских народных инструментах и внимания к многовековой истории и культуре своего Отечества как важнейшей гарантии сохранения национальной самобытности нашей страны. Была представлена новая книга автора «Диалоги с Д.С. Дмитриенко».
В докладе известного композитора, искусствоведа, культуролога, кандидата искусствоведения, члена союза композиторов, Григория Сергеевича Зайцева (Москва) было глубоко раскрыто своеобразие работы композитора в области русского народного оркестра, отличия оркестровки произведений в этой области от инструментовки для других инструментальных составов, перспективы расширения образной и фактурной палитры музыки для народных инструментов. Ставились вопросы переосмысления определённых атавизмов, которые мешают вписать историю национальных оркестров в целокупную историю оркестрового исполнительства. А также были намечены перспективы композиторской работы с национальными оркестрами, продемонстрированные на примере собственных крупных сочинений Г.С. Зайцева (в частности, Второй симфонии для оркестра русских инструментов).
В сообщении генерального директора ООО «Национальная коллекция», руководителя Центра национальной культуры СПб ГБУК «Петербург-концерт», исполнительного директора фонда «Орнамент», арт-менеджера, продюсера Инги Георгиевны Кутянской (Санкт-Петербург) была представлена информация о новых проектах в сфере народно-оркестрового исполнительства среди молодых талантливых исполнителей и дирижеров (проект «#ВсеОНИ»).
Интересным было также выступление заместителя директора по юридическим и экономическим вопросам Свердловской государственной академической филармонии, заслуженного экономиста Российской Федерации Штерн Наталии Мильевны (Екатеринбург) об авторском праве в концертных организациях и государственных учреждениях культуры.
Впечатлило количество участников мероприятий в рамках гранта, в числе которых: 136 человек из профессиональных оркестров и учебных заведений, зарегистрировавшихся на форум; 128 артистов оркестров и ансамблей, спикеров и ведущих дискуссии и мастер-классов; 213 человек, посетивших методические мероприятия форума; 1185 зрителей на концертных мероприятиях форума и более 16 тысяч человек, посмотревших онлайн-трансляцию Гала-концерта Всероссийского форума национальных оркестров на портале Культура Урала. РФ. География участников форума была представлена 13 регионами России и 27 городами, в том числе: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Пермь, Омск, Набережные Челны, Казань, Горно-Алтайск, Челябинск, Магнитогорск, Ижевск, Курган, Алдан, Каменск-Уральский, Полевской, Нижний Тагил, Лесной, Асбест, Камышлов, Верхняя Пышма, Первоуральск, Берёзовский, Монетный, Рефтинский, Восточный.
Участники конференции пришли к следующим выводам.
- Нужна более интенсивная поддержка государством коллективов, ведущих профессиональную исполнительскую деятельность на национальных инструментах в России.
- Требуется существенное масштабирование медиа поддержки академического народно-оркестрового исполнительства на русских национальных инструментах на уровне государственных средств массовой информации.
- Необходима поддержка молодежных коллективов для дальнейшей перспективы развития отечественного народно-оркестрового исполнительства, передачи традиций и профессионального исполнительского опыта следующим поколениям.
- Рекомендовать педагогам образовательных учреждений, в том числе детских школ искусств, посещать вместе с учениками концерты выдающихся исполнителей на народных инструментах, а также премьерные исполнения новой музыки, написанной для национальных инструментов.
- Для активизации работы и повышению профессионального уровня игры на видовых народных музыкальных инструментах, рекомендовать написание учебных программ и ввести факультативные курсы по данным программам в образовательную программу по направлению подготовки «Инструменты народного оркестра».
- Необходимы государственные заказы и налаживание производства для серийного выпуска музыкальных национальных инструментов, особенно баянов.
- Создать Интернет-портал, на котором будут размещаться нотный архив из наиболее значительных произведений, написанных для оркестра русских народных инструментов, и видеоархив, состоящий из лучших выступлений национальных оркестров России, информация о «дружественных сайтах» с контактами прогрессивных профессиональных аранжировщиков и композиторов.
- Привлечение и стимулирование композиторов, имеющих высокий профессионализм в создании музыкальных произведений крупной формы, написанных специально для академического оркестра русских национальных инструментов и камерных составов национальных инструментов.
Всё это вместе взятое способно существенно изменить позицию национальных оркестров в современном культурном пространстве. Вкладывая силы и средства в развитие и поддержание профессиональной музыки для оркестров национальных инструментов (в том числе имеются ввиду и заказы новой музыки для этих коллективов) мы вместе создаём ту культурную среду, которая будет определять облик нашего государства, его культурные символы и его традиции, воспитательные коды и очаги интересов новых поколений.
Имханицкий М. И.,
профессор Российской академии музыки имени Гнесиных,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, академик,
действительный член Международной академии информатизации
Зайцев Г.С.,
кандидат искусствоведения, независимый исследователь,
автор книг и просветительских программ,
композитор, член союза композиторов России
Поделись с друзьями: