Уральский центр народного искусства им.Е.П.Родыгина
Всероссийский форум национальных оркестров (28-29.11.2023)
  • I Межрегиональный детско-юношеский фестиваль-конкурс народно-песенного искусства «Озорное колесо» (29-30 марта 2024 года)
  • I Уральский Форум национальных оркестров России
  • II Уральский Форум национальных оркестров России
  • III Уральский форум национальных оркестров России (02-03.11.2024)
  • Всероссийский конкурс композиторов «Время оркестра народных инструментов»
  • Всероссийский конкурс народно-песенного искусства имени Евгения Павловича Родыгина
  • Всероссийский форум национальных оркестров (28-29.11.2023)
  • Инклюзивный молодежный музыкальный фестиваль «Восьмое чудо света»
  • Межрегиональный дистанционный конкурс композиторов-песенников и музыкально-компьютерного творчества «Digital-Рябинушка»
  • Областной инклюзивный хореографический онлайн-фестиваль «Танцуют все!»
  • Областной молодежный инклюзивный музыкальный фестиваль «Восьмое чудо света» (10.09.-17.11.2023)
  • Уральский Открытый фестиваль «Великолепный баян» (18-19.10.2024)
  • Резолюция Открытой научно-практической конференции

    «Современное народно-оркестровое исполнительство:

    профессиональный взгляд изнутри» в рамках Всероссийского форума национальных оркестров

    В период с 28 по 29 ноября 2023 года в Уральском центре народного искусства имени Е.П. Родыгина состоялся Всероссийский форум национальных оркестров (город Екатеринбург). Проект был реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

    Всероссийский форум национальных оркестров стал площадкой для рассмотрения актуальных вопросов в деятельности профессиональных оркестров. Вопросы, принятые к рассмотрению на Форуме, были посвящены совершенствованию форм распространения передового опыта национальных оркестров, развитию межрегионального взаимодействия концертных организаций и национальных коллективов, проблемам деятельности оркестров народных инструментов на современном этапе развития.

    В программе Форума прошла конференция на тему: «Современное народно-оркестровое исполнительство: профессиональный взгляд изнутри» с участием Имханицкого Михаила Иосифовича (Москва), Зайцева Григория Сергеевича (Москва), Кутянской Инги Георгиевны (Санкт-Петербург), Штерн Наталии Мильевны (Екатеринбург); дискуссия по проблемным вопросам народно-оркестрового исполнительства с ведущими дирижерами, исполнителями на музыкальных инструментах, музыковедами (модератор: Дмитриенко Дмитрий Сергеевич, Москва); мастер-классы Абраменко Алексея Александровича (гусли, Москва), Романько Виктора Алексеевича (баян, Екатеринбург), Пирогова Евгения Николаевича (русские национальные духовые инструменты, Екатеринбург), Гаврилова Юрия Алексеевича (балалайка, Екатеринбург).

    В программе форума с сольными концертными программами выступили приглашенные коллективы: «Государственный академический русский народный ансамбль “Россия” имени Л.Г. Зыкиной» (Москва; художественный руководитель Дмитрий Дмитриенко), «Государственный оркестр Республики Алтай» (Горно-Алтайск; художественный руководитель и главный дирижер Владимир Кончев), квартет балалаек «ЕКБ» (Екатеринбург), ансамбль народных инструментов «Зауральское трио баянистов» (Курган), оркестр «Тагильские гармоники» (Нижний Тагил). Премьерой первого дня форума стала концертная программа «Расскажи мне, КолоколЪ» Уральского государственного русского оркестра (главный дирижер и художественный руководитель Павел Васильев) с участием гусляра, поэта, автора-исполнителя песен, музыканта, владеющий игрой на древнерусских инструментах Евгения Владимировича Бунтова. В завершение форума состоялся Гала-концерт сводного оркестра и приглашенных солистов (режиссер Александр Борисов).

    Количество участников мероприятий в рамках Гранта насчитывает 18 293 человек, в числе которых: 136 человек из профессиональных оркестров и образовательных заведений, зарегистрировавшихся на форум; 128 человек – артисты оркестров и ансамблей, спикеры и ведущие дискуссии и мастер-классов; 213 человек, посетивших методические мероприятия форума (мастер-классы – 91 человек, конференция и дискуссия – 122 человека); 1185 человек — зрителей на концертных мероприятиях форума, 16 631 человек, посмотревших онлайн-трансляцию Гала-концерта Всероссийского форума национальных оркестров на портале Культура Урала. РФ в социальной сети «Одноклассники».

    География участников представлена 27 городами из 13 регионов России, в том числе: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тюмень, Пермь, Омск, Набережные Челны, Казань (Республика Татарстан), Горно-Алтайск (Республика Алтай), Челябинск, Магнитогорск, Ижевск (Удмуртская Республика), Курган, Алдан (Республика Саха (Якутия), Свердловская область: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Полевской, Нижний Тагил, Лесной, Асбест, Камышлов, Верхняя Пышма, Первоуральск, Берёзовский, Монетный, Рефтинский, Восточный.

    На открытой научно-практической конференции «Современное народно-оркестровое исполнительство: профессиональный взгляд изнутри», 28 ноября 2023 были представлены доклады:

    — «Современные тенденции в развитии академического исполнительства на русских народных инструментах» – профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, доктора искусствоведения, академика, действительного члена международной академии информатизации, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Имханицкого Михаила Иосифовича (Москва);

    — «Специфика оркестрового письма для русского оркестра» –  композитора, искусствоведа, культуролога, кандидата искусствоведения, члена союза композиторов, лауреата всероссийских и международных конкурсов, инициатора просветительского проекта «Булез–Ликбез», автора более ста музыкальных произведений практически во всех жанрах, а также пяти культурологических книг Зайцева Григория Сергеевича (Москва);

    — «О проектной деятельности в жанре народно-оркестрового исполнительства» – генерального директора ООО «Национальная коллекция», руководителя Центра национальной культуры СПб ГБУК «Петербург-концерт», исполнительного директора фонда «Орнамент», арт-менеджера, продюсера Кутянской Инги Георгиевны (Санкт-Петербург);

    — «Наиболее актуальные вопросы авторского права и интеллектуальной собственности: вопросы и ответы» – заместителя директора по юридическим и экономическим вопросам государственного учреждения культуры «Свердловская государственная академическая филармония», заслуженного экономиста Российской Федерации Штерн Наталии Мильевны (Екатеринбург)

    В дискуссии по проблемным вопросам народно-оркестрового исполнительства приняли участие ведущие дирижеры национальных оркестров России, музыковеды и исполнители на народных инструментах: Кончев Владимир Егорович (Горно-Алтайск) – художественный руководитель и главный дирижер Государственного оркестра Республики Алтай, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Почетный гражданин Республики Алтай; Васильев Павел Николаевич (Екатеринбург)–

    художественный руководитель и главный дирижер Уральского государственного русского оркестра, лауреат Премии Губернатора Свердловской области; Филиппенко Сергей Анатольевич (Екатеринбург) –

    дирижер Уральского государственного русского оркестра; Цветков Сергей Владимирович (Нижний Тагил) – дирижер оркестра «Тагильские гармоники», директор Нижнетагильской филармонии; Имханицкий Михаил Иосифович (Москва) – профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, академик, действительный член международной академии информатизации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации; Уляшкин Михаил Иванович (Екатеринбург) – профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, заслуженный артист Российской Федерации; Зайцев Григорий Сергеевич (Москва) – Зайцев Григорий Сергеевич — композитор, искусствовед, культуролог, кандидат искусствоведения, член союза композиторов, лауреат Всероссийских и международных конкурсов, инициатор просветительского проекта «Булез–Ликбез», автор более ста музыкальных произведений практически во всех жанрах, а также пяти культурологических книг; Яцык Галина Сергеевна (Екатеринбург) – артист и концертмейстер группы басовых домр Уральского государственного русского оркестра, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Модератором дискуссии выступил художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, президент Межрегиональной общественной организации «Профессиональное сообщество деятелей национального академического исполнительского искусства», обладатель премии «Имперская культура» Союза писателей России, медали «Патриот России», лауреат девяти Международных конкурсов баянистов – Дмитриенко Дмитрий Сергеевич (Москва).

    На конференции рассматривались вопросы: пропаганды нового репертуара, создание и продвижение нового репертуара, вопросы маркетинга, сохранения народных традиций как культивирования национальной самоидентичности, качества профессиональной подготовки артистов оркестра, вопросы дополнительного образования по обучению детей игре на русских народных инструментах. Кроме того, участники конференции обсудили актуальные тенденции и перспективы развития профессионального народно-оркестрового исполнительства, вопросы развития национальных традиций в русской музыке народных оркестров, содружества исполнителей и  композиторов.

    Конференция получила высокую оценку внешних экспертов – спикеров, дирижеров профессиональных коллективов, концертных исполнителей, руководителей учреждений культуры, представителей системы профессионального образования.

     

    Участники конференции пришли к следующим выводам:

    1. Нужна более интенсивная поддержка государством коллективов, ведущих профессиональную исполнительскую деятельность на национальных инструментах в России. На государственном уровне решаются вопросы поддержки организаций культуры, фольклорных коллективов, народных исполнителей, но академическое оркестровое исполнительство на русских национальных инструментах не попадает ни под одну грантовую категорию (например, грант «Ноты и квоты»). По-прежнему, симфонические и духовые оркестры самые востребованные и имеют больший бюджет по сравнению с профессиональными оркестрами народных инструментов, хотя именно русские национальные инструменты являются традиционными и нуждаются в сохранении и массовой пропаганде. Необходимо создать гранты по поддержке именно академических, национальных инструментов народов России.
    2. Любое государство мира пропагандирует свое национальное искусство. В России на телевидении и радио есть программы, в том числе, телеканал «Культура», которые, так или иначе, освещают музыкальные события в России, но их количество невелико. Требуется масштабирование медиа поддержки академического народно-оркестрового исполнительства на русских национальных инструментах на уровне государственных средств массовой информации. Необходимо продвижение русского народно-инструментального концертного исполнительства на центральных каналах отечественного радио и телевидения.
    3. В последнее время увеличивается количество профессиональных оркестров народных инструментов. Тем не менее, необходима поддержка молодежных коллективов для дальнейшей перспективы развития отечественного народно-оркестрового исполнительства, передачи традиций и профессионального исполнительского опыта следующим поколениям.
    4. Следует привлекать педагогов и учащихся образовательных учреждений, в том числе детских школ искусств, к посещению концертов выдающихся исполнителей на народных инструментах, считая данное участие в сегмент образовательного процесса.
    5. В средних и высших учебных заведениях мало уделяется внимания видовым музыкальным инструментам национального оркестра. Музыканты получают образование и игровые навыки на одном инструменте, а в оркестре вынуждены играть на других видовых инструментах, осваивать которые им приходится самостоятельно. Соответственно исполнительский уровень музыкантов в оркестре на видовых инструментах значительно ниже, чем на балалайке, домре, баяне. В этой связи и композиторы, и аранжировщики вынуждены ущемлять оркестровые партии таких инструментов в техническом и художественном плане. Есть необходимость в написании программ по видовым музыкальным инструментам, введению факультативных курсов по данным программам в образовательную программу по направлению «Инструменты народного оркестра».
    6. Доступность приобретения музыкальных инструментов весьма условна, так как изготовление музыкальных инструментов у мастеров стоит дорого. При создании любительских, учебных и детских оркестров национальных инструментов учреждения культуры испытывают дефицит в их приобретении. Благодаря национальному проекту «Культура» вопрос с приобретением музыкальных инструментов решается. Тем не менее, необходим государственный заказ и налаживание производства для серийного выпуска музыкальных национальных инструментов, особенно баянов: восстановление предприятий, выпускающих музыкальные инструменты.
    7. Имеется острая потребность в создании Интернет портала, на котором будут размещаться нотный архив из наиболее значительных произведений, написанных для оркестра русских народных инструментов, и видеоархив, состоящий из лучших выступлений национальных оркестров России, информация о «дружественных сайтах» с контактами прогрессивных профессиональных аранжировщиков и композиторов.
    8. До настоящего времени сохраняется проблема современного репертуара для академического национального оркестра. Речь идет о привлечении и стимулировании молодых композиторов, имеющих высокий профессионализм в создании музыкальных произведений крупной формы, написанных специально для академического оркестра русских национальных инструментов.

    Учитывая изложенное, в целях сохранения традиций народной культуры и эффективного развития народно-оркестрового исполнительства предложить:

     

    1.Министерству культуры Российской Федерации

    1. Предусмотреть гранты в форме субсидий на реализацию проектов, ориентированных на развитие академического оркестрового исполнительства на русских национальных инструментах.
    2. Увеличить бюджетное финансирование народных оркестров России для реализации профессиональной концертной деятельности.
    3. Организовать совместно с Министерством промышленности и торговли РФ государственный заказ на серийное, промышленное производство русских народных инструментов и, в первую очередь, балалаек, домр, баянов и аккордеонов для детских и самодеятельных коллективов.
    4. Обязать ведущие государственные теле- и радиовещательные каналы организовать системные просветительские передачи о национальных оркестрах, народных музыкальных инструментах; продумать создание цикла музыкально-образовательных передач, направленных на популяризацию наиболее высокохудожественных явлений в области концертного исполнительства на русских народных инструментах.

    2.Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации

    1. Скорректировать учебные планы для средних и высших музыкальных заведений для обучения по программам профессионального образования, в частности, по введению факультатива по видовым музыкальным инструментам.

    3. Союзу композиторов Российской Федерации

    1. Организовать систему государственного заказа произведений для русского народного оркестра наиболее видным отечественным композиторам.

    4. Союзу концертных организаций России

    1. Организовать Интернет-портал, на котором будут размещаться нотный архив из наиболее значительных произведений, написанных для оркестра русских народных инструментов, и видеоархив, состоящий из лучших выступлений национальных оркестров России, информация о «дружественных сайтах» с контактами прогрессивных профессиональных аранжировщиков и композиторов.

    5. Образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства:

    1. Привлекать педагогов и учащихся к посещению концертов выдающихся исполнителей на народных инструментах, считая данное участие важнейшим сегментом образовательного процесса.

    6. Руководителям концертных организаций, художественным руководителям и главным дирижерам оркестров

    1. Содействовать развитию академического исполнительства на народных инструментах; развитию репертуара через целевые заказы композиторам и аранжировщикам.
    2. Организовывать обменные концерты коллективов, приглашение в профессиональные коллективы талантливых дирижеров и молодых солистов-инструменталистов.

     

    Направить настоящую Резолюцию в адрес Министерства культуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Свердловской области, Союза концертных организаций России, Союза композиторов Российской Федерации и по месту работы участников конференции.

     

    Принято 28 ноября 2023 на пленарном заседании открытой научно-практической конференции «Современное народно-оркестровое исполнительство: профессиональный взгляд изнутри» в рамках Всероссийского форума национальных оркестров, реализованного по программе гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

     


     

    Программа конференции Всероссийского форума национальных оркестров

    Регламент Всероссийского форума национальных оркестров

    Памятка участнику Всероссийского форума национальных оркестров


    Фотографии с Всероссийского форума национальных оркестров

    28.11.2023

    Мастер-классы Всероссийского форума национальных оркестров 28.11.2023

    Научно-практическая конференция и дискуссия Всероссийского форума национальных оркестров 28.11.2023

    Расскажи мне, Колоколъ 28.11.2023

    Академический русский народный ансамбль «Россия» им.Л.Г.Зыкиной 28.11.2023

    29.11.2023

    Мастер-классы Всероссийского форума национальных оркестров 29.11.2023

    Зауральское трио баянистов 29.11.2023

    Парад гармоник 29.11.2023

    Государственный оркестр Республики Алтай 29.11.2023

    Гала-концерт Всероссийского форума национальных оркестров 29.11.2023


     

    Поделись с друзьями:

    Решаем вместе
    Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
    Вверх